Пт, 26.04.2024, 18:21

Сайт для тех, кто учится и учит

  
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2008 » Июль » 26 » Улицкая Л. "Казус Кукоцкого"
Улицкая Л. "Казус Кукоцкого"
16:04

О книге: очень сложно охарактеризовать «Казус Кукоцкого» несколькими фразами. Сложно выделить в этом многогранном и панорамном произведении ту соль, которая является для него определяющей. Это огромное литературное полотно, сравнимое с картинами Сурикова, оценить которое можно, лишь отойдя на определенное расстояние. Стиль изложения в книге своеобразен и местами очень неровен, читать произведение порой очень тяжело, но в романе есть что-то, не дающее оторваться от него. «Казус Кукоцкого» это именно та книга, в которой главенствующая роль отводится не слогу (к нему, пожалуй, нужно привыкнуть), а истории. Истории жизни одного человека, в которой, подобно лучу света, преломляются события, нравы и мысли советского общества середины века. И вроде бы нет в этой жизни ничего особенного, а читать интересно. Хотя,  нужно оговориться сразу, книга эта не для массового читателя. Книга Улицкой как чай с бергамотом – исключительно на любителя (полный текст рецензии здесь).
 Оказывается это и была взрослая жизнь - подчинение чужой воле.
 
 Достоинства жены восхищали его, а недостатки умиляли. Это и называется браком. Их брак был счастливым и ночью,  и днём, а взаимное понимание казалось особенно полным от того, что будучи скрытными и молчаливыми по натуре и обстоятельствам воспитания, оба нисколько не нуждались в словесных подтверждениях, которые так быстро изнашивались у разговорчивых людей.
 
 ...ничего не знала о природе пьянства, в особенности пьянства русского, когда не находящая выхода душа находит лёгкое утешение: ни лжи, ни стыда.
 
 Ни к одному пороку в гашей стране не относятся так снисходительно, как к пьянству.
 
 Любого рода неполноценность - умственная, физическая, нравственная - явление чрезвычайно распространённое и как раз здоровый человек скорее исключение из печального правила всеобщей, всемирной болезни.
 
 Такое засилие болтунов настало, какого прежде не было. Развелось множество людей, профессия которых исключительно пустое и даже подлое словоговорение... Дело, профессия - единственная точка опоры. Всё прочее весьма колеблется.
 
 Меня не интересует философия. Я занимаюсь прикладными вопросами... Я отказываюсь решать вопросы мирового значения. Это безответственное занятие. А всякий, кто вообще что-то делает толковое, несёт ответственность. Большинство людей старается вообще ничего не делать.
 
 Есть множество причин, которые удерживают людей от приближения друг к другу: стыдливость, страх вмешательства, равнодушие, физическое отвращение, в онце концов. Но есть и поток противоположный, влекущий, притягивающий до полной, самой возможной близости. Где эта граница? Насколько она реальна? Очертив условный магический круг, больший или меньший, каждый живёт в самим собой ограниченной клетке и относится к этому умозрительному пространству тоже по-разному. Один своей воображаемой клеткой дорожит безмерно, другой тяготится, третий желает впустить в своё личное пространство своих избранных любимых и выставить тех, кто туда напрашивается.
 Среди множества людей большинство вообще не выносили никакой самоизоляции, более всего боялись остаться наедине с самим собой и готовы с кем угодно пить чай, беседовать...лишь бы не оставаться в одиночестве. Пусть даже неудобства, боль, страдания, но лишь бы публично, лишь бы на людях. Они и придумали пословицу: на миру и смерть красна...
 Но люди мыслящие, созидающие, да и вообще чего-то стоящие, всегда ограждают себя  этой защитной полосой, зоной отчуждения. Каков парадокс!
 
 Из России в 1918 году ушла армия, около 300 тыс. молодых здоровых мужчин репродуктивного возраста. Дворянская, отборная часть общества: наиболее образованные, честные, не желающие идти на компромисс с большевистской властью!
1922 год - высылка профессуры. Не так много человек, шестьсот, кажется. Но опять - отборные! Лучшие из лучших! И с семьями! Интеллектуальный потенциал. Дальше: раскулачивание уносит миллионы крестьян - тоже лучших, самых работящих. И их детей. Люди уходят и уносят с собой гены. Изымают из генофонда!...
 Посколку эволюция вида направлена на выживание, мы вправе поставить вопрос так: какие качества давали индивиду больше шансов на выживание? Ум? Талант? Честь? Чувство собственного достоинства? Моральная твёрдость? Нет! Все эти качества выживанию препятствовали. Носители этих качеств планомерно уничтожались. А какие качества выживанию способствовали? Осторожность. Скрытность. Способность к лицемерию. Моральная гибкость. Отсутствие чувства собственного достоинства.
 
 Из твоих слов следует, что наука антитеза невежеству. Это ошибочно. Наука - это способ организации знания, невежество - отказ от познания. Невежество - не малознание, а установка. Парацельс, к примеру, об устройстве человеческого тела знал меньше, чем сегодня рядовой врач, но невежей его никак не назовёшь. Он знал об относительности познания. Невежество ничего не предполагает, кроме своего обственного уровня, именно поэтому нравственного невежества не бывает. Невежество ненавидит всё, что ему недоступно. Отрицает всё, что требует напряжения, усилия, изменения точки зрения Да, впрочем, что касается науки, я не думаю, что у науки есть нравственное измерение. Познание не имеет нравственного оттенка, только люди могут быть безнравственными.
Просмотров: 2002 | Добавил: Olesya | Теги: литература 20 века, Улицкая, современный роман
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru
Друзья сайта
  • МГОУНБ
  • Электроный гражданин Мурмана
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Словари русского языка
    www.gramota.ru
    Рейтинг сайтов
    Copyright MyCorp © 2024