Сб, 20.04.2024, 05:54

Сайт для тех, кто учится и учит

  
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Введение в риторику [6]
Три золотых правила риторики [3]
Тема и рема [1]
Публичное выступление [5]
Невербальные средства общения [6]
Риторические приёмы [1]
Главная » Статьи » Риторика » Три золотых правила риторики

Три золотых правила риторики.Правило второе. Формула Цицерона
  Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
  Второе «золотое» правило риторики снимает вопрос о «судьях». Извечный вопрос, связанный с контролем, с оценкой, со взаимопо­ниманием, снимается этой формулой Цицерона. При этом оценка лю­бого устного выступления позволяет опираться не столько на собст­венные знания, свой опыт, личный вкус, внутренний голос рецензен­та, сколько на мнение человека, ставшего в риторике авторитетом едва ли не абсолютным.
  Итак, если перечитать формулу Цицерона, то можно обнаружить в ней пять составляющих, пять требований, которые автор счита­ет нужным предъявлять к оратору. А именно:
Оратор есть тот, кто
  1. любой вопрос (требование № 1)
  2. изложит со знанием дела (№ 2),
  3. стройно (№ За) и
  4. изящно (№ 36),
  5. с достоинством (№ 4) при исполнении.
  Следовательно, в формуле Цицерона сокрыто пять требований к оратору, которые лучше, видимо, объединить в четыре группы: пер­вая, вторая, три А, три Б и четыре. Стремление объединить «строй­но» и «изящно» в За и в 36, а не в 3 и 4 можно объяснить так. Существует такое понятие — «медаль», у которой всегда две сто­роны — лицевая и оборотная, или, по-научному, аверс и реверс. Так и в данной части формулы Цицерона. Можно считать «стройно» и «изящно» по отдельности, но лучше этого не делать, поскольку они неразрывны и обращают наше внимание на две стороны одной и той же медали, которые в теории риторики нередко обозначают как со­держание (стройно) и форму (изящно).
  Форма — слово латинское, и в словарях найдется до десятка его определений. В данном случае наиболее подходит такое: «наружный вид, внешнее очертание», которое, в свою очередь, обусловлено его внутренним содержанием. Таким образом, форма и содержание влия­ют друг на друга, находясь в сложной внутренней взаимозависимости.
  Содержание — слово русское и означает единство всех элемен­тов целого, его свойств и связей, существующее и выражающееся в форме и не отделимое от нее.
  Не будем же и мы отделять форму от содержания, а следовательно, и стройное от изящного. Действительно, если ораторское выступление стройно, то не стоит удивляться, что оно же и изящно. Пожалуй, бы­вает напротив: достойно удивления такое выступление, которое можно назвать стройным, но не изящным, или в обратном порядке: изящ­ным, но не стройным.
  Теперь следует обратить внимание на первую составляющую формулы Цицерона: «любой вопрос» — в его изложении. Очевидно, что за те более чем две тысячи лет, которые прошли со времени жизни автора, мир сильно изменился, а вместе с ним жизнь чело­века. Поэтому можно, видимо, сделать к первому требованию Ци­церона такое примечание, которое никак не должно быть истолко­вано как «исправление» Цицерона или неуважение к тому, что им было сказано. Нет и еще раз нет.
  Можно записать так.
  Примечание к пункту 1 (по тематике оратора).
  Тогда, никак не нарушая формулу Цицерона, мы бы могли по­ставить эти слова, взятые в скобки, после слов Цицерона «любой вопрос», получилось бы: ... «любой вопрос» (по тематике оратора)... и дальше по тексту Цицерона.
  Действительно, в наши дни ни один оратор не может одинаково успешно читать лекции, выступать с докладами «по любому вопросу» и с высоким «знанием дела»... Но в рамках той тематики, за которую тот оратор взялся, он должен «любой вопрос рассматривать со зна­нием дела»...
  Наконец, «с достоинством»... Как часто ораторы наших дней не в чадах с этим требованием Цицерона. Как часто приходится слышать, что невозможность говорить «стройно и изящно» сопряжена с этиче­ской стороной в выступлении оратора: он невежлив, неприветлив, агрессивен, нередко переходит к физическому воздействию на оппо­нента, хватает его за одежду, за волосы и пр.
  Впрочем, в настоящем пособии есть специальный раздел, кото­рый называется «Оценка выступления оратора». В нем эти вопросы рассматриваются отдельно и более подробно. Повторим лишь, что для быстрой профессиональной оценки достаточно сравнить речь кон­кретного оратора с формулой Цицерона. Например: оратор (ФИО) выступил так, что «по Цицерону» ему можно поставить:
1) «любой вопрос» = (+);
2) «со знанием дела» = (+);
За) «стройно» = (+);
36) «изящно» = (+) и (—);
4) «с достоинством» = (—).
  Это значит, что оратор (ФИО) хорошо знает предмет своего вы­ступления, хорошо отвечает на вопросы, изложение достаточно ло­гично, и в речи есть как недостатки, так и достоинства. Но достоин­ства в ходе выступления нет, стиль оратора недостаточно сочетается с темой, оратор допускал выражения, которые лучше было бы в дан­ном случае опустить.
  Итак, «формула Цицерона» — важнейшее правило риторики.
  Александров Д.Н. Риторика или русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — С.13-15.
Категория: Три золотых правила риторики | Добавил: Olesya (23.07.2008) | Автор: Александров Д.Н.
Просмотров: 8985 | Рейтинг: 4.8/6 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru
Друзья сайта
  • МГОУНБ
  • Электроный гражданин Мурмана
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Словари русского языка
    www.gramota.ru
    Рейтинг сайтов
    Copyright MyCorp © 2024