Вт, 22.08.2017, 06:41

Сайт для тех, кто учится и учит

  
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Введение в риторику [6]
Три золотых правила риторики [3]
Тема и рема [1]
Публичное выступление [5]
Невербальные средства общения [6]
Риторические приёмы [1]
Главная » Статьи » Риторика » Тема и рема

Тема и рема.
  Что такое «тема» (от греч. thema — то, что положено в основу) — знают все. Это — основной предмет исследования, описания, рас­сказа, разговора и пр.
  А что такое — рема?
  Рема (от греч. rhema — слово, изречение, сказанное) — то но­вое, что содержится в данной теме, в конкретном докладе, выступ­лении, речи.
  В реме насчитывается четыре уровня, каждый из которых обязателен для оратора, если он собирается произвести на аудито­рию благоприятное впечатление. Перечислим их подробно и с при­мерами.
 1. Уровень нового факта. Другими словами, в каждом тезисе ав­тору нужно сообщить собеседнику нечто новое — новые данные, факты, цифры, сюжеты и пр. Без этого его тезис не будет в достаточ­ной степени информативен, не вызовет у слушателя активного инте­реса и заинтересованности.
 2. Уровень новых связей между старыми фактами. Само название этого уровня поясняет, что тут факты могут быть старыми, уже из­вестными, но их следует оформить новыми гранями, новыми оборо­тами отношений между ними. Этот уровень может быть назван более высоким по сравнению с уровнем факта.
 3. Уровень прогноза, суммирования, выводов. Такой уровень предпо­лагает, что, заканчивая свое выступление, говорящий высказывается относительно дальнейшего возможного развития той темы, о которой
он говорил, подводит разумные и логичные итоги сказанному.
 4. Уровень элементов эстетического удовольствия. Здесь главное заключается в том, чтобы слушать оратора было не только полезно, но и приятно, чтобы его речь, по Цицерону, была не только «стройна», но и «изящна».
  Добавим, что первые три уровня воздействуют на интеллект слушателя, а вот четвертый — на чувства, на душу. И естественно, что ни один из этих уровней не является более важным, чем все дру­гие. Наоборот, только в сумме они и могут воздействовать как на слу­шающего, так и на говорящего. Уровни ремы объединяют их в обсуж­дении интересного для них обоих тезиса, способствуя тому, что и пропонент, и оппонент примут по окончании переговоров приемле­мое для них обоих решение.
  А теперь — пример, но он уже помещен в качестве эпиграфа пе­ред этой главой. Итак, какие уровни ремы можно отыскать в этом анекдоте?
  Можно, пожалуй, ответить так:
а) все, что говорит первая дама, — это первый уровень, уро­вень факта;
б) все, что говорит вторая, а говорит она всего одно слово — второй уровень новых связей между старыми фактами;
в) третий уровень, уровень прогноза — в воображении читате­ля, пусть читатель подумает: а что там было или могло быть дальше?
г) четвертый — все сформулировано без малейшего «изяще­ства», не четко, не кратко, со множеством лишних слов, бестолко­во, но экспрессивно... — уровень отсутствия или наличия эстетиче­ского удовольствия от сказанного.
Категория: Тема и рема | Добавил: Olesya (23.07.2008) | Автор: Александров Д.Н.
Просмотров: 17182 | Рейтинг: 3.8/12 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru
Друзья сайта
  • МГОУНБ
  • Электроный гражданин Мурмана
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Словари русского языка
    www.gramota.ru
    Рейтинг сайтов
    Copyright MyCorp © 2017