Оглавление - English - Указатели именной - предметный - географический

3 мая 2024 года, пятница, Москва, 14:00 UTC.

Разделяй!

«Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин 12:6)

В этой фразе важно не только то, что сказано, сколько то, что не сказано. Не сказано, что Иуда воровал деньги из глоссокомона.

Да, словом «ящик» (с добавлением поясняющего «денежный») переведено такое вот странное слово. «Странное», потому что оно как бы означает некоторое вместилище, но «глосса» — это «язык», «комон» — от «заботиться». В современном английском слово обозначает именно футляр для хранения мундштуков, клапанов от духовых инструментов. Любопытно, что у Плутарха описывается, как император Галька достал из глоссокомона несколько золотых и наградил ими флейтиста — правда, у флейты нет мундштука.

В рассказе о восстановлении Храма (2 Пар 24:8) словом «глоссокомон» переведено еврейское «арон», «אֲרוֹן» — слово с очень широким смысловым полем, обозначающее и ящик, и гроб, и даже ковчег завета (имя «Аарон» в еврейском звучит и пишется иначе).

«Вор»… Хорошо всем русским знакомое греческое слово «клептис» — откуда «клептоман».  Тайное хищение — в отличие от грабежа, хищения открытого. Вот и всё отличие феодализма от капитализма. Феодал грабит, капиталист крадет. Сходство в том, что оба оформляют свою собственность законами. Если награблено или наворовано недостаточно, то закон оборачивается против грабителя или вора. Если украдена булка — каторга, если миллиард — сенат, да целое государство.

Сила Марка в том, что он делает всех апостолов виновными в грехе Иуды. Все апостолы хором сказали, что лучше продать парфюм и деньги раздать беднякам. Понятно, что Иоанн ближе к реальности — хором только петь хорошо.

Сила Иоанна в том, что он показывает: забота о бедняках всего лишь прикрывает презрение к беднякам. Бедняки это люди, которые не успели наворовать много. Люди, которые успели наворовать много, должны давать беднякам милостыню.

Сила Льва — сила Льва Николаевича — в том, что он и о себе сказал, что вор.

Заповедь «не укради», она же «не воруй»,кажется далекой, относящейся к каким-то людям в далеком далеке. А вот нет же! Все воры! Просто деньги токсичнее меча. Кто ограбил, того видно: взял человек и угрозой смерти отобрал еду и дом. Кто украл… А как определить, кто украл? Большинство краж совершается тайно, потому это и кражи. Идея, что сколько веревочке ни виться, — утешение для детей. Но самая опасная идея в том, что есть «добросовестные приобретали». Сосед украл, я соседу сделал педикюр, он мне заплатил крадеными деньгами, но я не соучастник кражи. Да неужели? А если сосед рыцарь, завоевал Иерусалим и мне в качестве платы выдал раба-араба, я тоже добросовестный приобретатель, к разрушению Иерусалима отношения не имею, я просто педюкирщик?

Мир пронизан воровством даже в большей степени, чем полагал Толстой, потому что воруют не только сильные, элита, но и бедняки. Жить-то надо!

Но бедняки хотя бы не прикрывают своего воровства заботой о ком-то. Вот почему паскудство богачей намного противнее, а особенно противно паскудство среднего класса, того самого добросовестного выгодоприобретателя. И ведь знают, кто крадут, поэтому так яростно обличают чужое воровство — мы-де честные люди, а вот это — людоеды. Мы в сравнении с ними… А ты не сравнивай, ты лучше пометь радиоактивным изотопчиком свои биткойны, рубли, доллары и посмотри — увидишь то, что описал Толстой в не лучшей своей пьесе «Фальшивый купон». Сколько веревочке ни виться, а где-то есть начало, и это начало — несправедливость, нарушение уговора, использование чужой слабости, создание таких условий, при которых другой всегда будет слабее. Матушки, а патриархальное общество разве не стоит на краже — на обкрадывании женщин? Это уж мы помолчим о рабовладельческом обществе — а ведь общество, в котором жил Иисус, было и патриархальным, и рабовладельческим… А мир, который стоит на атомном оружии, это не мир кражи? Тогда зачем атомное оружие? Зачем границы, визы, тайные службы и т.п.? Ах да — для защиты от воров… Ну да, «держи вора!» — первый признак цивилизации, основанной на круговороте воровства.

Иуде было непонятно, зачем тратить деньги на похороны Иисуса. Потому что Иуда верил, что Иисус воскреснет? Потому что Иуда не верит, что после похорон — воскресение. Это психология воровства: мир конечен, поэтому жизнь есть постоянное отбирание друг у друга нужного для жизни. Пышные похороны допускаются лишь, чтобы скрыть воровство — но Иисус-то ничего как раз ни у кого не украл, так зачем впустую тратить деньги? К тому же Иисус ведь жив, Он не мертв, а просто приуныл, но депрессия это не голод. Заедать тоску — верный путь к ожирению.

Вор не верит в то, что деньги нужны кому-то, кроме него. Вор и нищему подает лишь для отвода глаз. Вор не верит, что бедность плохо, вор не верит, что другой может быть в реальной опасности. Верил бы — не воровал бы. Петр, когда предавал Иисуса, тоже ведь не верил, что Иисусу поможет, если Петр будет распят справа или слева от Него. А помогло бы? Но ведь Иисус не просто так сказал разбойнику, который за Него вступился, про «нынче же будешь со Мною в раю». Так что есть всего две причины жить по заповедям: первая — Христос воскрес, вторая — Иисус умирает. Христос воскрес — и со мной поделится, Иисус умирает — и я с Ним разделю, насколько смогу, кошмар креста, как Он делит со мной вдохновение Воскресения.

 

3 мая 2024 года, пятница, Москва, 8:00 UTC.

Самоубийственность любви и самоубийственность рассудка

Евангелист Марк впечатляет не краткостью, а обращением к подсознанию.

Сознание хочет диагноза, паспорта, окончательного документа о том, кто я такой. «Я»?  Ну понятно, что любой герой любого текста это взгляд на себя со стороны. Уж такие мы эгоисты.

Я всесильный, я совершаю чудеса и знамения, я свет всему миру. Но кто я? Откуда во мне сверхспособности и что с ними делать? С какой стати кому-то сверхпособничать? Откуда постоялое ощущение, что именно я не заслуживаю смерти, не должен умирать, но придется? То ли я иду на смерть, то ли смерть меня засасывает.

Если бы это был сюжет, это была бы попса.  Смотреть в перерывах между чем-то серьезным, для бездумного расслабления. Потому что чего тут думать? Я загадочный и могучий, что тут поделаешь. Просветленный шествует своим путём. Трагический путь, но за свое величие надо платить.

Тут и появляется Иуда. Как тень. Как уличный клоун, который цепляется в какому-нибудь несчастному туристу и передразнивает его походку, мимику, жесты.

Иуда — пересмешник Иисуса. Иуда тоже загадочный и могучий, впрочем, как все люди. Иуда тоже идет на смерть. Самоубийство Иуда попахивает самопожертвованием, как самопожертвование Иисуса попахивает самоубийством. Как и Иисус, Иуда любит людей и хочет им помочь, только он умнее, рациональнее. Помогать надо избирательно, самым нуждающимся, ради этого можно и в деликатной форме поклонницу поблагодарить, парфюмерию принять и продать. Берем у богатых, раздаем бедным.

Иуда разумен и справедлив. Иуда не предает, а выдает законной власти, и выдает не праведного учителя, а манипулятора, спекулянта на страданиях человеческих, из чужих проблем лепящего себе светлый имидж. Когда Иуда понимает, что Иисус не такой, что Иисус не виновен ни в чем, Иуда вешается.

Собственно, и Иисус, и Иуда одинаково заканчивают, оба «висят на дереве». Иуда даже невиновнее Иисуса, потому что Иисус, как ни крути, а нарывался на неприятности, а Иуда — ну, помог с арестом, но правильно читатели недоумевают: помощь какая-то маленькая. От силы на червонец, даже меньше.

Выдающийся, исключительный человек был Иуда, нормальные же люди молниеносно себя в таких случаях оправдывают, а не вешаются. Я же, когда предавал, считал Иисуса виноватым?  А потом изменил свою точку зрения, так ведь только дураки не меняются.

Поведение Иуды — поведение нормального человека, который вляпался в ненормальную ситуацию. Раз в жизни пошел на баррикады, а баррикады-то оказались бумажные. Не настоящие, и лидер какой-то косорукий. Пустышка.

Фрейд утверждал, что подсознательно люди стремятся к смерти. Может быть, может быть, но стремиться к смерти можно по-разному. Можно как Иисус, можно как Иуда.

Иисус сознательно стремится к смерти, потому верует, что люди, грешные и подлые, заслуживают пролома в небеса. Иуда стремится к смерти подсознательно, потому что не верует, что бедняки так уж заслуживают помощи — ну, станут они богачами, и что? Испортятся…

Люди хороши только, пока у них нет сил развернуться. Смерть и небытие — очень позитивный ограничитель, а смерть и воскресение, вечная жизнь — источник вечной нестабильности, рисков, небезопасность и просто гадостей.

Иуда очень честный, последовательный, и он поступает с собой так, как хотел бы, что с собой поступили все грешники — то есть, все люди. Зачем беспокоить судей и палачей? Сам, своими руками!

Это — поразительно порядочно, если учесть, что большинство нормальных и порядочных людей предпочитает все-таки не вешаться, и со злом борются руками военных и палачей. Иуда — последовательный агностик, буржуа, интеллектуал. Таких немного, ведь они не размножаются, а вешаются.

Так что, кто я?  Непоследовательность любви или последовательность справедливости? Умереть и я умру, вся жизнь — смерть, все мои поступки — самоубийственны в том или ином виде, но это самоубийственность прощения или самоубийственность строгости?

 

30 апреля 2024 года, вторник, Москва, 17:00 UTC.

Молчание слабости и молчание силы

«И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мк 11:33).

Фарисеи молчат из страха. Как бы не побили. Иисус молчит по прямо противоположной причине. Кстати, это юмор, это шутка, мягкий сарказм. Золотое правило этики оборачивается передразниванием: как вы, так и я.

Пошутил и прекрасно, но почему же, пошутив, не сказать? Марк подчеркивает, что люди считали, что Иоанн действует властью небесной — но Иоанна ведь не преследовали? Ну, небесная власть, ну, сила Божия. Творить чудеса — не преступление.

Тут как раз Марк в очередной раз проявляет свой писательский талант. Повествование обретает смысл при одном-единственном условии: если фарисеи ожидают, что Иисус не просто скажет, что творит знамения, как и Иоанн, силой, полученной от Бога, а назовет себя Сыном Божьим, Машиахом, ещё как-то, но точно кем-то более важным, чем Иоанн. Тогда Иисус подпадет под обвинение в желании сравняться с Богом.

Иоанн, между прочим, не творил чудес. Во всяком случае, Марк об этом ничего не сообщает. Силой свыше Иоанн крестил — то есть, очищал людей от грехов, даруя им прощение. Грехи прощает Бог, так что Иоанн лишь передавал то, что получил от Бога.

Сегодня люди хладнокровнее относятся к своим грехам, покаяние — далеко не самое главное в духовной жизни и в отношениях с Богом. Хорошо это или плохо, особый вопрос. Можно считать, невротизации стало меньше, отлично. Только есть одна тонкость: к чужим грехам люди и сегодня относятся нервно. Обычнейший двойной стандарт. Я нападу — это из самообороны, по нужде, во имя добра и света. На меня нападут — уууу, радикалы, экстремисты, звери…

Вот здесь и становится понятной логика повествования Марка, вполне жесткая, затуманенная — особенно в русском переводе -тем, что слово «крещение», «очищение» очень оторвалось от покаяния и прощения.

Сперва Иисус говорит о всесилии молитвы разрушения: вы можете молитвой сделать дерево бесплодной, можете молитвой отправить гору в море. А затем резкий поворот: молитесь не о том, чтобы грешники были прокляты, а нелюди потонули, а о прощении. Прощайте, чтобы Бог простил вас.

Это очень резкий поворот: вот бесплодное дерево, Иисус его проклял. Чего ж не простил? Так дерево же! Бесплодное? Полено дров!! Ненаглядное пособие!!!

И кого изображает это пособие? Да того, кто спрашивает!  Ты бесплоден! Я бесплоден. Хуже, чем бесплоден — я сорняк, я мешаю жить другим.

Иисус хоть одного человека проклял? Убил? Утопил?

Ни единого!

Простил?

О да! Демонстративно, вызывающе прощал!

И прощает по сей день — в этом весь смысл длящегося мгновения между Воскресением и Вторым Пришествием. В это мгновение умещается вся моя жизнь (и еще пара тысячелетий и сколько-то миллиардов жизней, но моя-то жизнь мне важнее). В это длящееся мгновение Иисус продолжает прощать, власть Божия продолжает исцелять, утешать, вдохновлять, и бесплодная я смоковница, но вдруг какая-то смоква и с меня получается, и я подводная гора, об которую может разбиться корабль чьей-то жизни, но сказал бог — и гора выплывает из моря и становится островом, вполне пригодным для житья. Вот — власть Божия, сила Божия, и они действуют молча, но какое же это живое, доброе и светлое молчание, пронизывающее всё вокруг.

 

Я выпустил книгу "Евангелия": 500 страниц, мой перевод Евангелия от Марка и евангелия Фомы, а также четыре синодальных перевода евангелий, но с уникальным оформлением: без нумерации фраз и глав, как обычный художественный текст, читается намного легче, ближе. Не скажу, что заменяет благодать, но ослабляет барьер "уважительности" - "Многоуважаемый Шкаф". 800 рублей, с пересылкой по России около 1050. Продажа по себестоимости (печать и работа верстальщика), которая высока из-за небольшого (100) тиража. Пишите yakovkrotov@yandex.ru

На вопрос, переводил ли я евангелия с греческого — да, конечно. Тонкость, правда, в том, что евангелие Фомы сохранилось отчасти на греческом, отчасти на коптском, и там вообще все сложно с текстом, но я прямо скажу: я популяризатор и основывался на трудах специалистов, не сам изобретал. И не скрываю своей вторичности, когда некоторые скрывают, и даже ее подчеркиваю — моя «вторичность» страхует меня от ошибок. Как переводчик я силен не знанием греческого, а знанием русского. Это лишь кажется, что все русские знают русский... Издание «Евангелие» — второй тираж, первые сто экземпляров были в черной обложке. Там исправлений не очень много, а главное — совершенно другая верстка, я сам освоил и сделал, на мой взгляд, отлично. И печать намного лучше — в Чехове.

 

29 апреля 2024 года, понедельник, Москва, 8:00 UTC. Космос фарисейства и космос Христов.

28 апреля 2024 года, воскресенье, Москва, 6:06 UTC. Овечье царство.

Суббота

26 апреля 2024 года, пятница, Москва, 6:06 UTC. Христос: искупитель средненьких страданий. - Милитаризм: казус Джона Байдена.

25 апреля 2024 года, четверг, Москва, 6:06 UTC. Евангелие Процветания и Стабильности. - Дневниковое: Смельчаки: Ян Левченко, Михаил Немцев.- Электросамокаты.

24 апреля 2024 года, среда, Москва, 6:06 UTC. Рабская Пасха. - Дневниковое: сдержанность высокомерия.

23 апреля 2024 года, понедельник, Москва, 6:06 UTC. Почему Господь Иисус не старец и не психотерапевт.

22 апреля 2024 года, понедельник, Москва, 6:06 UTC. Военная пропаганда: Оксана Карпович. - Илья Бобрик. - Дневниковое: язык и военная пропаганда.

21 апреля 2024 года, воскресенье, Москва, 3:40 UTC. Робот Понтий, киборг Пилат. Дневниковое: последнее американское предупреждение.

Суббота

19 апреля 2024 года, пятница, Москва, 6:30 UTC. Конкуренция или вандализм? Как несвобода порождает разобщение.

 

 

История это то, что было на самом деле. Наивное определение фон Ранке. Не менее наивна вера в то, что можно разделить факты и мнения. Вот Майк Аллен из Аксиоса: « You should follow news — not opinion — from the N.Y. Times, Wall Street Journal and Washington Post». И подчеркивает, что достаточно одного из трех, что верно. Неверно, что можно отличить новости от мнений. Вот сейчас, последние дни, все западные англоязычные СМИ в унисон дают «новости» о том, что Иран атаковал Израиль. При этом ни разу не упоминается, что Иран атаковал Израиль в ответ на атаку Израиля. Ни разу! Это как если описывать 8 октября, не упоминая 7 октября. Или как описывать 11 сентября 2001 года, не упоминая 11 сентября 1990 года. Так ведь последнее было и остается нормой.

С какого момента начинать? Это принципиально. Тут два решения. Первый — как можно дальше по времени. Тогда происходящее в мире нужно описывать именно как происходящее «в мире», а не «на Ближнем Востоке». «Большой XXI век» начался с походом Ксеркса на Грецию.

Многовековая борьба за расширение границ и влияния. Противостояние США и Англия против Ирана строится ровно на тех же принципах, что противостояние Рима и Персии/Ирана. Причина противостояния тоже одна: потребность во внешней агрессии. Не у Ирана, заметим, во всяком случае, в современной истории. Иран так же не нападал никогда на Европу и США, как Афганистан и Китай. А вот обратное...

Второе решение — нравственное. Не укради — землю и нефть. Отчасти и тут надо глядеть в прошлое, но не так уж глубоко. Даже не надо залезать в 1948 год, создание Израиля и Палестины — Англия, уходя из непомерно большого завоеванного куста Турецкой империи, заложила еще одну мину, как делала она и в Африке, и в Индии, безумным проведением границ. Достаточно уйти в 1953 год, когда Англия и США свергли Моссадыка. Подозреваю, что сегодня даже в США и Англии многие журналисты и дипломаты об этой истории не знают. Хотели «своего подонка» — шаха, чтобы не было проблем с нефтью? Легче с диктатором, чем с демократом? Что ж, через четверть века вместо демократа Моссадыка шаха сверг религиозный фанатик. Это, кажется, самый первый случай из серии: ради своей власти убирают нормальных людей, на их место приходит сорнячная религиозная талибов, харедим, моджахедов, игиловцев. Как Россия, убрав Дудаева, сама и расчистила место для отморозков от ислама. Впрочем, и в самой России по той же самой логике эскалации насилия власть заменила марксизм на самое поганое православное черносотенство.

Так что, распутывать узел или разрубить? Рубить, конечно. Просто уйти. Так ведь не хочется! Глядишь, придется на работу на автобусе ездить... Что скажет избиратель?

Так демократия, оторванная от правды и справедливости, превращается в средство самоудушения и милитаризации. Если правда и справедливость только для своих избирателей, а не для всей планеты, то и атомную бомбу можно пустить в ход.

Единственное позитивное — что все-таки желание воевать, а может, и ресурс для войны, у Запада резко уменьшились. Теперь уже не проходят военные авантюры, которые вели полковники, завоевывая огромные страны. Теперь уже не обрушишься на Китай пятью колоннами разных стран. И даже с Украиной — Запад готов на многое, но не на посылку войн. Тут подложили свинью Зеленскому — кто-то слил проекты мирных соглаений весны 2022 года. Проекты бредовые, но одно из них явствует железно: Запад ни при каких условиях не собирался помогать войсками. Только снарядами и советами. А своими силами страна с населением 40 миллионов долго будет добиваться поражения страны с населением 140 миллионов. Идея же санкциями разрушить Россию, Иран, да и Китай задушить таможенными барьерами, интересная идея, только вот люди-то в помянутых странах живут. У них мозги, руки,сырье... Глядишь, и сами научатся делать все то, что им откажутся продавать... Так и произойдет разрушение того, что называлось глобализацией, еще один шажок в прошлое. Можно ли иначе? Можно, конечно, было бы желание. Но пока нет желания, есть страхи и жадность — и не только у элит, к сожалению. У всех доминирует одно — оставьте меня в покое, дайте мне спокойно пользоваться плодами... Ах да — и продавайте мне нефть по дешевке, а вот дешевых автомобилей не продавайте, я сам на автозаводе работаю... В общем, и рыбку из пруда достать, и не замочиться...

18 апреля 2024 года, четверг, Москва, 7:30 UTC. Бог умывает руки? - Кому угрожает Россия, а кому не угрожает. - Ну, за Николая III!!!

17 апреля 2024 года, среда, Москва, 7:30 UTC.

 

Жизнь как табуретка

У христианской жизни — да у всякой жизни, что уж там, хоть буддистской, хоть марксистской, хоть пофигистской — есть четыре основы, измерения.

Для христианина это формулируется как молитва, Библия, церковь, милостыня. Ежедневно молиться, лучше непрерывно, но как минимум пять раз: утром, вечером, перед каждой едой. Если не ежедневно, но все-таки несколько раз в неделю читать Священное Писание. В воскресенье — в церковь. И какие-то добрые дела — ну, дважды в месяц, когда получаешь зарплату, задонатить кого-то, или раз в месяц с пенсии.

Это похоже на физиологические потребности: воздух нужен ежеминутно, вода пореже, но лучше ежедневно, еда — три дня поголодать время от времени полезно, но лучше не перебарщивать, как говорили бары. Изредка погулять.

У пофигиста… Ежедневно чертыхаться (фанатики пофигизма матерятся), пореже, хотя бы раз в пару дней пить, на выходных еще и в картишки перекинуться или, кто пофигист верховного градуса, в компьютерную пулярку популять. Ну и в отпуск раз в год, на пляж — хоть на Линкорах, хоть на Мальдивах, это уж сколько денег.

Есть одна тонкость. Эти четыре основы — их можно сравнить с четырьмя ножками табурета — не составляют жизни. Ножки! Нет сиденья, нет дощечки, так и табурета нет, просто четыре палки.

Это в лучшем случае хороший человек, в худшем великий инквизитор.

«Хороший человек — не профессия». Как говорил один христианский святой, бия себя по шее, «у меня эти святые вот где сидят». Святош имел в виду, конечно.

Есть тонкость: плохой человек тоже, знаете ли, не профессия. Палач — просто плохой человек. Не может быть профессии палача, как не может быть профессии лжеца, убийцы (привет военным), ловеласа и т.д.

Профессия это не то, что дает заработок, а то, что помогает жить другим. Если брать за деньги за то, что мешаешь другим жить, это не профессия, а иудин грех.

Бонус. Эти пять измерений жизни — четыре ножки и дощечка — основаны, видимо, на физиологии человека. На психосоматике. Человек, познавая себя, прибегает к двум приёмам анализа: делит себя на части, и упрощает каждую часть так, чтобы легче было отличить от другой. В реальности, конечно, все безумно сложно и переплетено.

Простейшая иллюстрация — самая древняя статуэтка, изображающая человека с головой льва. 50 тысяч лет, хранится в музее Ульма. Изображение себя в виде льва — голова тут является знаком человека в целом — упрощает понимание себя. Я — это моя воля. Волевое начало. Я принимаю решения. Я царь.

Вот это львиное начало — это та самая «дощечка». Ради чего живем? Кто это решает? Да я и решаю, всю жизнь, каждый день. Это и есть профессия: человечить.

А четыре ножки… Да вот Винни-Пух. Он — волевое начало. Затем интеллект — Заяц. Затем мудрость — Сова. Ослик — сердце, Пятачок — тело.

Удачный сценарий — или пьеса — всегда эксплуатируют эту пятерицу. «Три мушкетёра»: король — ну, король он и есть король, Д’Артаньян — ум, Арамис — мудрость, Атос — сердце, Портос — тело.

Матушки, да вот я сейчас — увы, уже полгода — смотрю за едой полицейский сериал «Особо тяжкие преступления». Он первые пять сезонов строился как рассказ об одной главной героине, но популярен стал, когда сценарии стали писать под пятерых ярко выраженных типажей: начальница Райдер — воля, Флинн — ум, Тао — мудрость, Провенза — сердце, Хулио — тело. А знаменитый сериал «Друзья»?

Классификация, еще раз скажем, возникает самопроизвольно. Например, античные фарсы уже содержали в себе эти типажи, но потом они исчезли, а через тысячу лет в итальянской комедии Дель арте самозародились вновь: волевое начало — Панталоне, буржуй недорезанный, интеллект -Доктор, Докторе Грациано, который в России, кажется, породил Айболита, мудрость — Бригелла, сердце — Тарталья,  тело — это глупый и сильный слуга Полишинель (Пульчинелла, Арлекин). Тело — как и Портос — всегда несколько глуповато, отсюда «Пульчинелла» — «цыпленочек».

Границы не жесткие, тем более, что количество типажей может сокращаться, так что иногда остается лишь парочка из Панча (Полишинеля, Пульчинеллы, Петрушки) и полицейского.

Общество патриархальное, поэтому типажи все мужские. Но нетрудно подобрать женские аналоги, леди Макбет свидетель. В смысле, свидетельнисса.

У психотерапевтов такая классификация называется Большая Пятерка, Биг Файв, она сложилась в результате классификации отклонений, но отклонения всегда — отклонения от нормы. В итальянской комедии масок только отклонения и фигурируют, это ж не для детей, для детей оставляем Пуха. Или как в прелестном мультфильме, где фигурировали Бабушка Удава, Слоненок, Попугай, Уда и Мартышка.

Истеблишмент и война.

 

16 апреля 2024 года, вторник, Москва, 6:30 UTC. Забиться в Иисуса.

Любовь и подлинность

Психология говорит, что у человека есть потребность в безопасности и в любви.

Философия не говорит, но показывает своим существованием, что у человека есть потребность в подлинности, в различении реального от фиктивного, поддельного, ложного.

Легко предположить, откуда у человека потребность в подлинном. Животное для выживание должно уметь различать ловушки. Где бревно, а где крокодил под видом бревна. Где волк, а где барашек в волчьей шкуре.

Кстати, большинство обманов в природе связаны не с желанием напасть, а с желанием защититься. Подать сигнал, который введет в заблуждение: я ядовитый, меня есть нельзя. Обманы-ловушки, заманивающие на гибель, не так уж часты. В человеческом мире, скорее, наоборот.

Впрочем, в животном мире вроде бы более всего по массе составляют такие простейшие организмы — микробы, вирусы, планктон, тараканы — которые мимикрией не балуются, никаких ловушек не ставят. Гибнут в больших количествах, а убыль покрывают усиленным размножением.

Человек как высокоразвитое существо прибегает к обманам часто и должен уметь распознавать чужие обманы, не путать волка с волчьей шкурой.

Чем опасен барашек в волчьей шкуре? Вот атомная энергия — в природе она основа бытия, а люди из нее сделали атомные бомбы. Вот те, кто изготавливает атомные бомбы, они и есть барашки в волчьей шкуре. Волчьи зубы у волка опасны разве что для зайца, а человек из волчьих зубов такую инструменцию сделает, что ой. Взбрыкнут барашки с атомной бомбой — и конец всему человеческому роду.

Потребность в подлинном оборачивается вопросом о познании. Откуда я могу знать, что мое знание правильно.

Почему же философия такое неблагодарное занятие, тревожное, почему ее нет у животных и почему даже среди людей философия — удел немногих?

Потому что философия невротизирует человека, потому что она ставит под вопрос то, что самоочевидно. Вопрос о подлинности решается либо интуитивно — если речь идет о любви (подлинно ли я люблю и меня любят), либо отметается и заменяется вопрос о практичности. Подлинно ли на меня хотят напасть? Неважно, лучше перестраховаться и убить — извините, нейтрализовать потенциальную угрозу.

Конечно, ничего хорошего из эдакой интуиции не получается, кроме душения дездемон и бесконечных войн. Кроме того, остается одна маленькая деталь: сам человек.

Вопрос о возможности познания есть вопрос прежде всего о самопознании. Вопрос о безопасности есть вопрос об угрозе, которая внутри человека — ну вот где Царство Божие, сразу за его околицей, где покосившийся полосатый пограничный столб. Вопрос о любви это вопрос о любви к самому себе. Кто бы ни был этот Самвсебе, он вечно отсутствует, а когда изволит проявиться, ехидничает или дрыхнет, но вступать в какие бы то ни было любовные отношения с отвращением отказывается. Уйди, говорит, не до тебя. Ты, говорит, не настоящий, ты весь фальшивый, мертвая ты душонка, человечишка в футляре, Иван Ильич недорезанный. Как будто вопрос в том, кто я, а не кто он, проклятый Самвсебе.

В итоге на вершину пирамиды потребностей ставят красоту. Сходить на итальнскую оперу или в Лувер. Там точно вранье — никто в реальности не поет и крыльев за плечами не имеет — зато красиво. Красота мир не спасет, но хотя бы разгулявшиеся нервишки успокоит. То-то следователи на Лубянке любили после смены попеть хором или поиграть на рояле.

Оказывается, «интуиция» есть нечто, прямо противоположное инстинкту. Животное инстинктивно отличается обман от правды — если не отличает, то гибнет. Человек такой способностью обладает, но только в той же сфере, что и животные, во внешней сфере. Человек отличается от животного раздвоенностью. Человек несет главную опасность в себе самом, опасность для себя. Человек это животное, в котором есть потенциал лживости, прямо пропорциональный потенциалу истинности. Большой потенциал, возможно, бесконечный. Кому много дано, тот много может фальсифицировать — и фальсифицирует.

Крокодил прикидывается бревном, человек прикидывается человеком, даже если задушил в себе всё человеческое. Человек — главная угроза бытию, главная угроза себе. Взбесившийся микрокосм, сдуревшая вселенная. Человек хочется безопасности? Возьми веревку и удавись, ведь ты главная опасность. Тебе еще и любви хочется? А ты не хочешь определиться — любви или безопасности? Ах, тебе кажется, что именно любовь дает безопасность? Извини, а где ты это прочел? А.... Ну, ты не так понял... Вот ты книжечк-то отложи и займись философией — познай самого себя и пойми, балда, что либо истина, либо безопасность, либо любовь, либо безопасность, либо личность, либо безопасность.

 

Наталья Василевич: пацифизм на службе у войны. - Уминский и Пусси Райот

15 апреля 2024 года, понедельник, Москва, 6:30 UTC.

Дневниковое: новый виток военной пропаганды. Где Израиль и Россяи, к сожалению, совпдаают.

14 апреля 2024 года, воскресение, Москва, 6:30 UTC. Пост — средство борьбы с потребительским обществом?

Суббота

12 апреля 2024 года, пятница, Москва, 19:30 UTC. Как выращивается счастье.

11 апреля 2024 года, четверг, Москва, 5:00 UTC. Двадцать пятый день Великого поста, (см. подробнее).

10 апреля 2024 года, среда, Москва, 9:00 UTC. Двадцатый четвертый день Великого поста, (см. подробнее).

Буддизм в трусах и без трусов

Я столкнулся с неожиданным явлением: знаю человека много лет, он сочувствовал разнообразным протестным движениям, и вдруг осудил одного демократа, который не эмигрировал и попал в тюрьму. Вполне сознательно попал и, в отличие от многих и многих, не возмущался тем, что его посадили.

Почему такого человека можно осудить?

Потому что надо прежде всего заботиться о своей свободе. И о своем здоровье.

Оказалось, мой старый знакомый — буддист. Во всяком случае, он считает, что идея бегства от страдания буддистская. Мне кажется, он мог бы и преподобного Серафима Саровского процитироват: «Спаси себя, и тысячи вокруг тебя спасутся». Эмигрируй сам, и тысячи вокруг тебя эмигрируют. Мой знакомый и из России уехал, и из Израиля уехал... Туда, где страданий поменьше. Адрес не назову, а то все туда ломанутся и раёк стухнет.

Что-то у меня, однако, свербит в голове, что это не совсем буддизм или даже и вовсе не буддизм. Мало не верить в Бога и искать, где лучше, чтобы являться буддизмом. Рыба тоже ищет, где лучше, но рыба безрелигиозна, хотя религиозным символом бывает — в христианстве («ихтис» греки могут расшифровать как аббревиатуру «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»).

Единственное, что заставляет верить в буддизм эмигранта, это то, что он сторонник насилия. Конечно, в народе буддисты это все такие типа Ганди, ходят и метелочкой перед собой помётывают, чтобы муравья не раздавить. Но вообще-то Ганди не буддист, а санатани, и метелочками метут не буддисты, а джайны. Кто-нибудь слышал про государство джайнов? Правильно, не было такого государства, как бы оно смогло уцелеть. А буддистские государства очень даже были и есть, и армии у этих государств есть, и войны буддисты между собою очень даже вели. Потому что есть такое насилие, на которое нужно отвечать только насилием, так ведь? Чтобы победить страдание? А Будда призывает освободиться от страдания! Ну и полиция есть, и стены есть... Потому что ежели всякий от страдания эмигрировать будет, то кто будет далай-ламу кормить? И если чуть что — руки в ноги или как минимум от греха подальше, то какой, к лешему, социум?

Так что идея, будто Иисус научился христианству на Тибете, странная. Вот Торквемада или Победносцев, возможно, крипто-буддисты. Себе лично обеспечили жизнь без страданий, а окружающих научили отвечать на насилие насилием. Точнее, отвечать на насилие силой. Это очень важно, чтобы симметрии не было, а то могут проснуться совесть или разум, а то и вся эта сладкая парочка разом. Лучше всего учить, что на насилие надо отвечать любовью. Убойный звукоряд. Любовь-дрон, любовь-снаряд, любовь-бомба.

В 1920-е годы школьники развлекались, вставляли в песни через слова «в трусах» и «без трусов». Это и сейчас работает. Интернационал? «Вставай — в трусах — проклятьем заклейменный — без трусов». «Россия в трусах — священная наша держава без трусов, Россия в трусах — любимая наша страна без трусов. Могучая воля в трусах, великая слава без трусов — твое достоянье на все времени. Без трусов».

Вот так и с буддизмом, хоть православным, хоть иудейским. Буддист премудрый пескарь без трусов и буддистка вяленая воблушка в трусах. Буддизм с мечом и буддизм без меча. Но по любому без креста.

Кто такой весь из себя агностик, что ему даже буддизм нехорош, тот может вооружиться идеей «права на счастье». Она ведь идея о праве на свое личное счастье, а остальные все лишь постольку-поскольку.  Хорошая идея, сочная… Под эту идею можно себе выгородить роскошное поместье и воспитывать окружающий мир – мол, присоединяйтесь! Для начала постриги мне лужайку и отдели фасоль от гречки, а там посмотрим. Счастье штука такая, вроде английского газона, стриги лет триста, а там, глядишь, счастливым станешь… Даже странно, почему эта идея мало кого вдохновляет… Лужаек на всех не хватает, что ли…

 

Убить всех русаков?! - Дневниковое: За нечаянно бьют отчаянно. Слабых. - А у вас какие вопинсомании?

9 апреля 2024 года, вторник, Москва, 9:00 UTC. Огонь Божий и огни человеческие. - Дневниковое: Кураев-Константинопольский.

 

Иудаизм – вождь христианства и ислама?

Пинхас Полонский в 2014 году опубликовал книгу «Моисей и Аарон», где изобрел теорию, что в книге Левит и в иудаизме в целом есть два разных Храма. Один — Моисея, другой — Аарона. Моисея — это человек прямо входит к Богу и получает откровение. Аарона — это человек по-рабски ползет, приносит жертву, священники жертву режут, не он, а в Святая Святых и священники не вхожи, и пышные облачения, в общем, заставить мужика почувствовать себя червяком, покаяться.

Процитирую его выступление:

«Иудаизм и христианство соотносятся как Моисей и Аарон. … Кем является Аарон для Моисея? Он является переводчиком, чтобы народ понял. … Для человечества иудаизм косноязычен, понять его невозможно. Какие-то там сложнющие штуки. А христианство это интерфейс, который объясняет все простому человеку. В этом смысле христианство это наш отдел маркетинга. … Это кардинально нетривиально. … Это новый шаг развития религиозной организации человечества. … Если Аарон работает вместе с Моисеем, то все нормально. Если Аарон отделяется от Моисея, он начинает делать золотого тельца. Поэтому правильно что сделать нужно? Вернуть Аарона к связи с Моисеем. Иными словами, вернуть христианство к правильной связке с иудаизмом, чтобы действительно христианство было дочерней религией иудаизма… И христианство, и ислам вместе с иудаизмом составляют монотеистический комплекс человечества. Развитие этого комплекса состоит не в том, что мы должны конфликтовать с христианством и исламом, а мы должны их за собой вести».

Во-первых, это полное неумение читать Библию. Это аллегорическое перетолковывание текста с приспособлением для своих идей. В Торе не два храма, а вообще-то минимум три. Во-первых, изначальная аграрная набожность крестьянина-абхаза, который и глава семьи, и первосвященник. Сам приносит жертвы, сам кушает. Жертвы приносит на склоне горы — в синодальном переводе «высоты», это плоское место на склоне воспринималось как «плечо». Глава семьи может и бродящего шамана-священника-пророка нанять. Описана и набожность кочевников, абсолютно такая же, как у арабов. Кочуют, а для молитвы ставят на шестах стены, в середине шатер, вроде маленькой Каабы. Да, туда входят все. Храм же «Ааронов» — это заимствование у соседей, как сам институт монархии, это заимствование урбанистическое. Мы в городе живем, не ракитовому кусту молимся.

Откровение и покаяние тут совершенно приплетены не к месту. В конце концов, христиане так же читают Тору, пусть и и называют ее Пятикнижием. У христиан много и того, что написано после Торы, так и в иудаизме главные тексты — талмудические, тоже не при Соломоне сочинены.

У Полонского всё кажется очень прогрессивным. Он и эволюцию произнает, и женщину готов пустить Тору вслух почитать (но вроде не в раввины), он и Израиль за государство считает. В общем, последователь рава Кука, не харедим.

Но либеральность эта — овечья шкурка на всё том же волке. Оказывается, иудаизм — это «сложнющая штука». Да неужели? Посвятить жизнь исследованию того, почему нельзя варить козленка в молоке его матери и как это будет с точки зрения каббалы? Это такая же дешевка — псевдодуховность, псевдоученость, псевдожизнь — как православное расхваливание паламизма с его нетварными энергиями, как католическое нахваливание схоластики. Мол, это для избранных, это для посвященных, а для народа — нате вам бракованного жемчуга, что ли.

К единению верующих это тоже отношения не имеет. Единство не бывает «под руководством». Тоже мне фюрер выискался — Полонский будет вести за собой христианство и ислам! Он меня на год моложе, когда я научился ходить, он еще ползал! Точно так же вырос в абсолютно безрелигиозной ассимилированной семье, так же обратился к Богу. Вот дальше вышло очень по-разному. Он даже не побрезговал защищать диссертацию о Куке в государственном вузе Белоруссии — нашел время и место! Пусть он сперва с остальными реконструктурами от иудаизма разберется, а потом уж водит Папу Римского, Гундяева и меня за собой.

 

8 апреля 2024 года, понедельник, Москва, 9:00 UTC.

 

Кланы и коммуникация

Добавление к вопросу о кланах как о характерном для тоталитаризма явлении. Впрочем, и в целом. Поппер противопоставлял закрытое общество открытому, но дело обстоит сложнее. Закрытость — свойство многих сообществ. Полной открытости нет ни у одного сообщества. Вопрос в том, насколько оправдана закрытость.

Пожарники не должны пускать в свои ряды людей, не умеющих тушить пожары, тем паче пироманов. Должны ли католики причащать разведенных или второбрачных? Я уверен, что да, что думает Папа Римский, понять решительно невозможно. Он не думает, он руководит.

В России меня всегда удручала закрытость кланов — не номенклатуры, не гебешников, не мидовцев, эти мне неинтересны. Но вот клан совписов, совжуриков. По определению писатели и журналисты должны быть максимально открытым сообществом, так? Нет, не так. Писатели и журналисты вообще не должны быть сообществом, тем более, кланом. Но тоталитарная власть целенаправленном сгоняет людей в кланы как в бараки. Так легче руководить, словно в концлагере, где за заключенными присматривают доверенные заключенные же. «Приводные ремни», по меткому слову Ленина-Ульянова.

Люди, по определению, по профессии, по призванию должны быть открыты для коммуникации, адресоваться к читателям, но они лишь по видимости адресуются к читателям. Реально они пишут для начальства. Ален Безансон сравнил газеты в тоталитарном обществе с бюллетенями в крупных корпорациях. Можно сравнить и с публикациями ООН и прочих подобных организаций. Формально пишут для мировой общественности, а практически — для того, чтобы руководство похвалило. Обратная связь близка к нулевой либо, еще хуже, носит имитационный или символический характер. Имитационный — когда на похоронах Брежнева делают вид, что плачут, символический — когда на тех же похоронах плачут реально (я видел одну реально плакавшую девушку-архивисту, она была потрясена смертью вождя, он что-то для нее символизировал и она ответила символическим плачем).

Навальнистское движение резко отличалось от демократического именно закрытостью. Оно много говорило о своих сторонниках, оно вообще очень много говорило — в основном устами своего вождя — но она решительно не поддерживало обратной связи. Это была принципиальная установка, установка зазывалы на распродаже, установка на количество, а не на качество — не на истину, а на силу.

К сожалению, это можно сказать и о религии в России. Она подверглась такой же селекции и дрессуре, как писатели и журналисты, и в итоге государственные религии стали структурами абсолютно замкнутыми на себе. По их собственной терминологии, «сектами». Конечно, и до тоталитаризма многие религии не блистали коммуникативными способностями, но все-таки это были живые сообщества с недостатками, а стали чучела без недостатков. То, что политическая оппозиция — и не только навальнизм — эту закрытость унаследовала и, видимо, надеялась при ее помощи свергнуть деспотизм. Не вышло. Другое дело, что неизвестно, помогла бы открытость... Возможно, и не помогла бы. Вообще, когда речь идет о строительстве свободы, ключевое слово «возможно». Вот несвобода неизбежна, а свобода всего лишь возможна. Но открытость сама по себе есть свобода и радость тому, кто ее практикует.

 

 

7 апреля 2024 года, воскресенье, Москва, 5:00 UTC. От пустозвонства до Голгофы.

 

 

6 апреля 2024 года, суббота, Москва, 5:00 UTC. Двадцатый день Великого поста, (см. подробнее).

Бары и бары. Растабарианство

В чем правда конформизма? Умеренности вяленых воблушеки премудрых пескарей?

Если цель жизни — минимизация неудовольствия и максимизация удовольствия, то можно отлично прожить и в тирании, даже будучи рабом. Ну вот Михалковы — они были верными рабами Кремля и при царях (постельничий всё равно числился и подписывался именно «рабом»), и при Сталине выжили, и сейчас оченно недурственно живут. Конечно, Николиной горы на всех не хватит, но вполне можно долго и прилично прожить и под Ельциным, и под Путиным, рисуя картины, проектируя дома, выпекая хлеб и т.д. и т.п. Какая разница, работаю я уборщиком в столовой в Москве или в Ватикане? Обслуживаю Ходорковского или Путина? Никакой. А, Ходорковский лучше платит и больше можно купить и медицина лучше? Тогда можно переехать, но сперва надо взвесить все плюсы и минусы, а то можно прогадать. А то там заставят гендер поменять или вдруг окажется, что тебя могут на дискотеке расстрелять...

И вы знаете — действительно, в том и кошмар, что всякая там свобода, идеалы это всё буза... И из свободных стран в несвободные очень даже умеют переезжать, и делают там дела — ну, бизнес, если прибыль большая светит... Это ж моя жизнь, а другие... Другие сами за себя, это уж так жизнь устроена. Ну, паны там дерутся между собой, как и всегда дрались, тоже важное обстоятельство, надо учесть, где больше вероятность, что твой чуб пострадает... Ну, вот Искусственный Интеллект доведут до ума, он будет всем прогнозировать, куда лучше ехать. А пока... Ну в самом деле, какая разница, за кем полы  подтирать — за кровавым палачом или за пьяным брокером... Ну, за здоровую половую жизнь и долой лицемерную болтовню! То есть, она пусть будет, если барам нравится, а мы, нормальные люди, которых большинство, должны понимать, где болтовня, а где реальность — щетка с тряпкой и вечерком опрокинуть стопарик. Не бары мы, а в барах мы!

Кланы и свобода

Как несвобода влияет на людей? Они стараются сохранить свою личную свободу (волю, фридом), сколачиваясь в кланы. Это мафиозное поведение. Мафия — социальная семья — крышует своих, защищая от чужих. С первых же дней ленинского тоталитаризма возникли мафии/кланы военных, идейников (хороший неологизм!, хозяйственников, академиков, писателей. Кланы эти борются друг с другом, но они не борются с тоталитаризмом. На это нет ресурса.

Проблема с кланом та, что он тебя крышует, но ты жертвуешь своей автономностью. Ты должен быть прозрачен для капо, «отца». Сохранение личной свободы оказывается неполным. Тем не менее, это уже неплохо — альтернативой была бы просто смерть, гибель. К тому же ты прозрачен не для центральной власти, а именно для своего капо. Это напоминает принцип «вассал моего вассала не мой вассал».

Клан существует ради клана, он непрозрачен и замкнут. Отчасти он похож на касту. Абсолютно непрозрачны были и остаются кланы гебешников, разведчиков, генералов. В 1990-е лишь чуть-чуть из-за смуты, связанной с перераспределением власти и свержением клана идейников (квази-марксистов), занавес приоткрылся и завоняло страшно. Но в целом мы не так уж много узнали, в основном хвастуны-нувориши расписывали свои подвиги, а о начальстве все-таки благоразумно помалкивали. Сборник мемуаров о Березовском очень яркий пример.

Клановость поражает и верующих, и писателей, и оппозиционеров. Оппозиция придворных третьего уровня, скучковавшаяся вокруг «Эха», очень быстро стала кланом. Этот клан очень много говорил и показывал, выводил на демонстрации, но существовал он ради себя и что в нем происходило, было и есть тайна. Правда, очень малоинтересная для большинства людей, которые разве что по путинские дворцы с удовольствием посмотрели — лакеи любят обсуждать барское исподнее — но совершенно не собирались бунтовать или хотя бы тявкать. Но образовалась и группа людей, фанатично преданных этому балагану. Тем более, что преданность не включала в себя каких-либо практических действий, кроме разве что пожертвований.

Закрытость фронды из того же ряда, что закрытость российских религиозных, литературных, коммерческих и прочих сообществ. Фронда существовала для себя, не для результата. Это сильно затрудняет анализ ее деятельности, но по счастью анализ особенно и не требуется — деятельность была ничтожна, ни на что не влияла и не будет влиять. Вопрос в другом: возможна ли открытость в оппозиционном движении? Так вот: не просто возможна, а необходима. Суть несвободы в закрытости всего и вся, суть свободы — в открытости. Не открытости вождя поклонникам, а в открытости горизонтальной.

Здесь и обнаруживается различие демократии от деспотии. В США, в Западной Европе кланов и меньше, и они менее закрыты. Налицо именно общество как совокупность открытых друг другу людей, а не совокупность кланов. Больше прозрачности, больше подотчетности, больше диалога. Так что уборщик в бостонском столовке и в московской это все-таки уборщики в очень разных условиях. Развивать это внутри тоталитарной страны как Россия или не развивать? Конечно, по мере сил и возможности развивать, прежде всего в самом себе как личную потребность (такая потребность отнюдь не инстинктивна, ее нужно развивать), развивать и как практику жизни.

 

5 апреля 2024 года, пятница, Москва, 12:00 UTC. Девятнадцатый день Великого поста, (см. подробнее).

Дежурные по рукам

Нашел в сети книгу: Painter, John. Mark’s Gospel. Routledge, 1997. Pp. 254.

Джон Пейнтер родился 22 сентября 1935 года, живет в Австралии. Учился в университетах Лондона и Дарема, недолго преподавал в Кейптауне, затем стал профессором теологии в университете Чарльза Старта/Sturt в Канберре.

Книги: в 1975 году евангелисте Иоанне, в 1987 о Бультмане как новозаветные, в 1991 году об «общине Иоанна» , в 1997 году — вот эта. В 1997 книга об Иакова Праведном, в 2002 о посланиях Иоанна. И еще десятка четыре статей.

В книге около 60 тысяч слов, без примечаний. Это скорее пособие для студентов или пасторов, но и для широкой публики.

Книга «академическая» в том смысле, что безрелигиозная, как и у Кузнецовой — есть ли Бог, нет ли Бог, не говоря уже о прочем, науке неизвестно и неинтересно.

Впрочем, в научном отношении книга тоже не вытягивает. Композиция — из трех частей, явления Предтечи, Иисуса, апостолов. Идеология — пропаганда идей Павла против идей Иакова Праведного (Иерусалима, иудеев). Время написания — ну, конечно, после 70 года, потому что о разрушении Храма Марк заранее знать не мог, да и потому, что писалось, чтобы объяснить, почему в мире господствует зло (гибель страны), а Машинах медлит.

Всё это страшно примитивно, хотя над противопоставлением Галилеи и Иерусалима стоит подумать — ведь оно у Иоанна, который прочно стоит на Марке и только на нем, очень развита как противостояние «иудеев» и Иисуса.

Наугад: Пейнтер пишет, что непонятно, каким образом обычай умывать руки противоречит заповедям Моисея или корбан — заботе о родителях. Впрочем, о последнем казусе он предположение высказывает, но как-то осторожно, хотя в тексте достаточно четко прописано: человек отдает храму деньги, а родителям заявляет, что ничего им дать не может, потому что последнюю денежку отдал Богу. Кажется, почвы для недоумения нет.

Про мытьё рук текст не объясняет, но нетрудно сделать предположение. Обсуждается ведь не учение о мытье рук. Обсуждается поведение учеников. Некоторых учеников, не всех! Иисус не говорит, что не надо мыть руки. Если бы Он это сказал, как бы отреагировали те ученики, которые руки мыли?

Не мытьё рук противоречит Торе, а упрёки тем, кто рук не моет. Неприемлема агрессивность. Это в точности соответствует изречению о том, что назвавший брата своего дураком отправится в ад. Не осуждайте, да не осуждены будете. Кто из вас без греха. Ну, пришла блудница, тебе-то что? Ну, растирали апостолы в субботы колоски, а замечание делать не обязательно. Ну, нельзя исцелять в субботу — предположим — но попрекать исцелениями в субботу совершенно не обязательно.

Очень простая и последовательная позиция. Осталось её занять, на ней окопаться и не пулять во все стороны замечаниями.

А мы всё норовим как в школах 1960-х годов у входа в столовую ставили учениц-отличниц с повязками, проверять, чисто ли вымыты руки у одноклассников.

Мучения эмигрантской оппозиции. - Коммуникация двойного стандарта: американский дипломат Макфол, британский дипломат Гулд-Дэвис о коллективном наказании жителей России: американский дипломат Макфол, британский дипломат Гулд-Дэвис о коллективном наказании жителей России.

 

4 апреля 2024 года, четверг, Москва, 12:00 UTC. Сделайте одолжение — не одалживайте!

Ну, старец, погоди!

Сходили в Ашан. Открыли нового философа: Шоппингауэра, автора монументального труда «Мир как молл и предложение».

По дороге что-то такое мелькнуло, что жена сказала в сердцах типа «ну до чего ж паскудно и мерзко».

А я решился и возразил. Ведь брежневская пропаганда (а мы еще застали и хрущевскую, у меня в букваре был Хрущев) была ничуть не менее паскудной и мерзкой. Беззастенчивой ложью, циничной и хладнокровно-расчетливой. Просто она нам казалась нормальной — мы в ней выросли. В чем вырос, то как воздух. Вот потом пришел черед горбачевской пропаганды — стало мерзко. Ельцинская болтовня... Ну, Ельцин особо не болтал, а что говорил Гайдар про построение капитализма было не столько мерзко, сколько уж очень странно. Это звучало мерзко в устах Чубайса, а в устах Гайдара звучало как-то ничего, пристойно — ну, ошибается человек, с кем не бывает.

Те, родился и вырос при путинизме, никакого другого дискурса не знали, поэтому им все кажется вполне естественным. Кто успел захватить 90-е, те, наверное, несколько острее реагируют, не знаю. Но вот когда я читаю американские статьи — от высоколобых до совершенно гангстерских госдепских — мне часто дико, какая идет ахинея, наглая, циничная, сознающая свою полную безнаказанность. Для начальства и грантодателей пишут, не для меня же. Но американец, который вырос в этом дискурсе, наверное, не видит в нем проблем. Разве что Чомски.

К вопросу о коммуникации. И о дважды рожденных. Второе рождение действительно, если рождаешься с новым языком.

Пассионарность: как аниматора Навального приняли за вдохновенного пророка.

 

3 апреля 2024 года, среда, Москва, 17:00 UTC. Как отличить политическое движение от политической судороги.

2 апреля 2024 года, вторник, Москва, 17:00 UTC. Мойдодыр и Мойдонебес.

1 апреля 2024 года, понедельник, Москва, 17:00 UTC. Бог — Вход и Бог — Выход. - Дневниковое: наступление на Кремль.

 

 

31 марта 2024 года, воскресенье, Москва, 18:30 UTC. Пока не остановят!

 

 

С высоты воробьиного полета о судьбах мира и России

Александра Поливанова навела меня на автора — Старгардт, две книги о гитлеризме — о детях — жертвах нацизма, и вообще о Германии. Будучи очень добрым человеком, который злится на капиталистические представления о копирайте, даю ссылку на обе книги в полном виде на русском языке, epub -

https://disk.yandex.ru/d/gZ6BGA9v1dhP7w

Не думаю, что автор потеряет хоть рейхсмарку. Что до оценки книги... «Кажется это та самая Россия будущего которая нас может ждать после (если что-то ждет вообще конечно), — если что-то не изменить».

Я гляжу на вещи иначе.

Вообще, постоянные называния России нацистской, фашистской страной, «Путлер» и т.п. мне представляются проявлениями очень ограниченного набора идей и слов. Гитлеризм был много лучше ленинизма-путинизма. Гитлеризм вообще не был тоталитаризмом. При нем была и частная собственность, и независимая судебная система (с параллельными народными судами), и независимые школы. Представлять Путина просто коррупционером, бандитом или психопатом — очень неверно и заводит в тупик. Надо изучать, что такое тоталитаризм, надо изучать особенно ельцинизм, чтобы понять механизмы поддержания российского тоталитаризма. Противопоставлять путинизм ельцинизму — глубокая ошибка. Да, при Ельцине многим жилось лучше, веселее. Но надо же зреть в корень.

Что до детей в нацистской Германии... Книга мне представляется методологически неверной. Это классический американский метод — взять несколько источников и этим ограничиться. Выходят целые монографии из одних интервью (мемуаров) без настоящего исторического анализа. Это показатель падения интеллектуального уровня.

Детям под Гитлером жилось по-разному. Был член гитлерюгенда будущий папа Бенедикт Ратцингер, Вообще те самые милые и толерантные немцы, которые построили вполне демократическую ФРГ, это ведь подростки 1925-1935 годов рождения. И очень хорошие были люди. А многие и есть, медицину они создали отличную.

Да, была ложь, отупление, самоцензура. Простите, а в России этого не было? Моя мать родилась в 1920 году, кончила ИФЛИ, в тумбочке держали узелок на случай ареста, стала учительницей. И что? Она искалеченный человек? Я и другие ее дети — искалеченные? Да. А Трамп — не искалеченный? А папа Франциск — не искалеченный? «А кто не пьёт?!»

Когда я говорю «Бог спасает», я слышу: «От чего?» Да вот от этого самого... Гитлеризм, ленинизм-ельцинизм-путинизм — только концетрированные выражения того зла — лжи и насилия — которыми пропитана жизнь в самых демократичных странах. И они вторичны по отношению к этому злу, они его производные. Традиционные социумы были дурны совсем иначе.

Веничка Ерофеев, Александр Мень, Мамардашвили — разве не выросли под злом куда худшим, чем гитлеризм? И что?

В который раз скажу: сама идея просвещения на примере показывания отрицательных примеров есть идея очень несовершенная. Буржуазная идея. Она рассматривает человека как пассивного реципиента. Вот просвети — и будет хороший человек. И вот в школах в 1990-е учили — не всюду, но кое-где — про свободу и репрессии — больше про репрессии, потому что про свободу учителя мало что понимали и понимают — а вне школы была не свобода с демократией, а ельцинизм. Кровавая бойня в Чечне, ложь и насилие во всем, и ВПК, ВПК, ВПК... И в этой ситуации все это просвещение оказывалось не лицемерием, но чем-то совершенно бесполезным, политическим самоуслаждением.

Что до будущего России, то я не считаю, что в 2022 произошло нечто ужасное. Война в Чечне была не менее ужасная, и 2008, и 2014 были ужасны. В 2022 году изменилось одно: США перекрыли кислород России. Отключили и начали душить и продолжают. Ну и ЕС, конечно — все перекрыть, обнести оградой из копий, намазанных ядом кураре (с) «Окно в Париж». Ну, все, кто мог, ломанулись туда, где не перекрыто. Разумно. Но нельзя одновременно восхищаться Ахматовой — «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был» — и причитать о гибели России.

Россия жива, люди в ней живут, жизнь их не слишком изменилась, хотя стало голоднее. Удушение приносит плоды — лекарств импортных стало меньше, и от этого погибло куда больше невинных людей, включая детей, чем от взрыва в Крокусе. Но политика коллективного наказания — от Хиросимы и Ирана до Газы и России — и есть политика неразличения виновных и невиновных. Сможет ли Запад задушить Россию окончательно, как хотел бы, чтобы и меня не было, и внучки моей не было, а был пустырь — не знаю. Желать успеха в этом благородном деле почему-то не могу. Но жили под Лениным — а это была страшная жизнь, пострашнее 1938, пострашнее Гитлера со Сталиным — и, думаю, будут жить и дальше. И не исключено даже, что еще появится другой Веничка Ерофеев, Мень, Мамардашвили. Вот эмиграция никогда ничего не порождала — она всегда жила прошлым, а когда прошлое вымирало, эмиграция исчезала...

Вообще, прогнозы, конечно, мрачноватые. Впрочем, важнее точка отсчета. Если мы примем концепцию , что в начале была победа Запада в Холодной войне, а потом что-то пошло не так, Путин сошел с ума — то все очень печально. Но я смотрю иначе: никакой победы в холодной войне не было, это выдумка чиновника госдепа ради премии квартальной. Всегда Запад был слабее Востока, всегда относительно свободный мир — ОСМ :-) был слабее Несвободного мира. Просто на короткий срок — два-три поколения, скорее два — технический прогресс позволил Западу доминировать, что, согласимся, было отнюдь не проявлением демократии и свободы, а прямо наоборот. Но теперь это преимущество в технике почти исчезло, и Восток, к сожалению моему, начинает давать отпор. Что делать? Ну, любить ближнего как Бог любит каждого, но вряд ли этот ответ что-либо скажет Байдену, Трампу или Макрону.

 

Навальнизм

 

Суббота

29 марта 2024 года, пятница, Москва, 6:30 UTC. Надежда связанная — надежда вдвойне.  

28 марта 2024 года, четверг, Москва, 6:30 UTC. Полопочем ушами? - Дневниковое: Михаил Гаспаров о трагедии в "Крокусе".

27 марта 2024 года, среда, Москва, 5:30 UTC. Колумбово зернышко.

26 марта 2024 года, вторник, Москва, 5:30 UTC. Как Песах/Пасха оторвался от весеннего равноденствия.

25 марта 2024 года, понедельник, Москва, 5:30 UTC. Кто какая икона. - Дневниковое: массовое убийство в Крокусе.

Бог Маньяк.

Всё, что стоит побеждать, уже побеждено. В этом суть Евангелия.

Фотографии в питерском магазинчике во дворе Каменооостровского проспекта (довольно гиблое место для торговли). Рисунок на гофрированном картоне всего лишь. Проза жизни, несколько лет назад в Питере были огромнейшие ворчалки (ворки?), что снег не чистят. Так мы же в Питере в этот раз были как раз после ста дней квартирного заточения со сломанной ногой, а ногу-то сломали именно вот таким вот образом...

А сегодня ведь празднуют победу над иконоборчеством. Но вот коан: все музеи Питера наполнены дорогущими, изящными изображениями жизни простонародья. Человек икру кушает и любуется на статуэтку золотую, изображающую нищенку, умирающую с голоду. Это что? Как римляне глядели на гладиаторов? Пикантная деталь, позволяющая чувствовать себя еще более счастливым?

Вот эти картонные декорации довольно дорогие, по паре тысяч, не для той пенсионерки, что на них изображена. Они для тех, кто на авто передвигается и не в советском интерьере живет.

Нищие-то, напротив, смотрят сериалы, где герои непременно пробиваются наверх. Нищие любят гламур, он как наркотик, ты словно уже там, в мире довольства и самодовольства.

Так что для меня икона? Точнее, кто я для иконы? Нищий или богач? Или что-то третье? Или кто-то третье? Или не икона для меня, а я для иконы? Или икона вроде доминошки, котораястоит и хочет упасть, но так, чтобы толкнуть другую доминошку, и я та самая другая доминошка и есть, но падать не хочу, хочу быть царицею морскою, римскою папою?

 

Суббота

22 марта 2024 года, пятница, Москва, 5:30 UTC. Зачем литургия?

Фото: в Строгановском дворце, 1814 год, символ вечного мира, который принесли в Европу Россия, Англия и прочие страны, разгромив Францию. Собственно, вся наша жизнь — и не только в России — это не просто суета сует, это ребенок на качелях, а качели-то на ружьях... Перекуем ребят на орала?

Фото: с выставки в Строгановском дворце (был в Питере). Отличный символ парадокса безопасности. Кто хочет безопасности, создает опасность. Эта статуэтка была изготовлена в честь победы над Наполеоном в 1814 году как символ наступившего вечного мира. Вечный мир длился тогда меньше года. Безопасность, подвешенная на оружии, есть главный источник опасности в мире.

 

На Великом каноне был вчера в Смольном. Все-таки изумительный собор, внутри пространство волшебное, Растрелли гений. Средства те же, что в Новоиерусалимском — гиперболы и окна, игра светом. Изумительная акустика, нежная. Священник читал без подвывов, спокойно, хор наконец-то обычный, смешанный. Народу было в Преображенском соборе человек двести, тут полсотни, но больше мужчин среднего возраста. К тому же Смольный сильно на отшибе, кругом номенклатура и аппаратчики с гебешниками. В Преображенском было народу человек триста, и по годам помоложе, и по полу и возрасту равномернее.

21 марта 2024 года, четверг, Москва, 5:30 UTC. Борьба за антракт. Дневниковое: Питер, священник Лилиан Лаврентьев и мощи.

20 марта 2024 года, среда, Москва, 5:30 UTC. Молитва о новостях.

19 марта 2024 года, вторник, Москва, 18:30 UTC. Перевод с невозможного на возможное.

 

 

Бродяжное царство и царство косарей

Зайцы, которых спасал дед Мазай, жили у деревни Вёжи под Костромой. Сейчас на месте деревни море, Костромское море.

Зайцев надо было спасать, потому что тут в глубокой древности тоже было море, которое потом превратилось в Волгу, но осталось множество больших и маленьких озер, и те по весне разливались. Поэтому церковь была на сваях, и на Пасху крестный ход совершали на лодках.

Понятно, что жить в такой своеобразной низине земледелием было невозможно. Крестьяне разводили хмель, и этот хмель поставляли даже во Францию.

Леонид Пискунов (1930-2011) вспоминал о двух крестьянах Вёжи. Один — Сергей Клюев (около 1885 — около 1955). Точнее, Сергей Хемин, но взял фамилию жены. Клюев служил на Балтийском флоте баталером-интендантом, потом зарабатывал извозом, до 1935 года не вступал в колхоз. В конце концов, его туда загнали. Как загнали? А как у него и других отбирали золотые монеты? Арестовали, несколько дней держали на одном хлебе с селедкой.

Пискунов удивлялся, как Клюев не посадили. Дело в том, что он прозвал колхоз Бродяжным царством.

Бродяжное царство!

Тут, конечно, «бродяга» — не паломник и не путешественник, а… Владимир Соловьев сочинил эпиграмму: «Идти ли в храм молиться Богу Иль в лес прохожих убивать». Бродяги — это которые в лес. Или в правление колхоза и выше.

Второй замечательный житель Вёжи — Николай Тукин, ровесник Клюева: «Уже с 12-15 лет он сочинял стихи … Говорил всегда в стиле рифмы».

Пискунов приводил примеры «мудрых слов и высказываний» Клюева.

«Жизнь такова: у кого денег много — у того жизни мало, а у кого жизни много — у того денег мало».

«Одних вши заели, а других форс замучал» (аналог «у кого суп жидок, у которого жемчуг мелок»).

Самое убойное:

«Все цари — кесари, они косят людей».

Не исключено, что должно быть не «кесари», а «косари».

15 марта 2024 года, пятница, Москва, 18:30 UTC. Псевдо-дети. - Благословение: между Богом и бардаком. - Изменения в человеке: от действующего субъекта к объекту воздействия. - Дневниковое: Онанизм или коитус? Почему призывы деомнстрировать на избирательных участках гнусны и глупы.

Меня можно поддержать: сбер 903-67753597.

 

Я на ютьюбе стараюсь выходить в эфир ежедневно кроме вечера накануне субботы, в 20 часов: https://www.youtube.com/iakovkrotov. Комментарии отключены, но на вежливые письма (yakovkrotov@yandex.ru) всегда отвечаю письмом и/или на ютьюбе.

Предыдущие тексты

Я священник Православной Церкви Украины. Литургия у меня дома каждое воскресенье в 10 часов: Москва, Пресненский вал, д. 8, кор. 3, кв. 283, домофон по квартире, 8-903-677-53-59. Ближайшая литургия 3 марта в 10 часов.

Пишу я с 1976 года, сайт создан в 1997 году, тут более 6 тысяч страниц моих текстов, пополняю почти каждый день. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические этюды, публицистика), более 2 миллионов слов, из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

 

Мне можно перевести за рубежом деньги на пейпел: yakov.krotov.donations@gmail.com. Бывают оказии, могут передать, к тому же деньги нужны и на оплату хостинга сайта, который по ту сторону бугра.

Моя почта: ykrotov@yahoo.com.

*  *  *

 

Фотографии тут, если иного не указано, сделаны мной. Стараюсь каждый день фотографировать (телефоном).

Для поиска по сайту можно также в google в поисковой строке набрать http://krotov.info, а затем нужное слово.