Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
Второе «золотое» правило риторики снимает вопрос о «судьях». Извечный вопрос, связанный с контролем, с оценкой, со взаимопониманием, снимается этой формулой Цицерона. При этом оценка любого устного выступления позволяет опираться не столько на собственные знания, свой опыт, личный вкус, внутренний голос рецензента, сколько на мнение человека, ставшего в риторике авторитетом едва ли не абсолютным.
Итак, если перечитать формулу Цицерона, то можно обнаружить в ней пять составляющих, пять требований, которые автор считает нужным предъявлять к оратору. А именно:
Оратор есть тот, кто
-
любой вопрос (требование № 1)
-
изложит со знанием дела (№ 2),
-
стройно (№ За) и
-
изящно (№ 36),
-
с достоинством (№ 4) при исполнении.
Следовательно, в формуле Цицерона сокрыто пять требований к оратору, которые лучше, видимо, объединить в четыре группы: первая, вторая, три А, три Б и четыре. Стремление объединить «стройно» и «изящно» в За и в 36, а не в 3 и 4 можно объяснить так. Существует такое понятие — «медаль», у которой всегда две стороны — лицевая и оборотная, или, по-научному, аверс и реверс. Так и в данной части формулы Цицерона. Можно считать «стройно» и «изящно» по отдельности, но лучше этого не делать, поскольку они неразрывны и обращают наше внимание на две стороны одной и той же медали, которые в теории риторики нередко обозначают как содержание (стройно) и форму (изящно).
Форма — слово латинское, и в словарях найдется до десятка его определений. В данном случае наиболее подходит такое: «наружный вид, внешнее очертание», которое, в свою очередь, обусловлено его внутренним содержанием. Таким образом, форма и содержание влияют друг на друга, находясь в сложной внутренней взаимозависимости.
Содержание — слово русское и означает единство всех элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражающееся в форме и не отделимое от нее.
Не будем же и мы отделять форму от содержания, а следовательно, и стройное от изящного. Действительно, если ораторское выступление стройно, то не стоит удивляться, что оно же и изящно. Пожалуй, бывает напротив: достойно удивления такое выступление, которое можно назвать стройным, но не изящным, или в обратном порядке: изящным, но не стройным.
Теперь следует обратить внимание на первую составляющую формулы Цицерона: «любой вопрос» — в его изложении. Очевидно, что за те более чем две тысячи лет, которые прошли со времени жизни автора, мир сильно изменился, а вместе с ним жизнь человека. Поэтому можно, видимо, сделать к первому требованию Цицерона такое примечание, которое никак не должно быть истолковано как «исправление» Цицерона или неуважение к тому, что им было сказано. Нет и еще раз нет.
Можно записать так.
Примечание к пункту 1 (по тематике оратора).
Тогда, никак не нарушая формулу Цицерона, мы бы могли поставить эти слова, взятые в скобки, после слов Цицерона «любой вопрос», получилось бы: ... «любой вопрос» (по тематике оратора)... и дальше по тексту Цицерона.
Действительно, в наши дни ни один оратор не может одинаково успешно читать лекции, выступать с докладами «по любому вопросу» и с высоким «знанием дела»... Но в рамках той тематики, за которую тот оратор взялся, он должен «любой вопрос рассматривать со знанием дела»...
Наконец, «с достоинством»... Как часто ораторы наших дней не в чадах с этим требованием Цицерона. Как часто приходится слышать, что невозможность говорить «стройно и изящно» сопряжена с этической стороной в выступлении оратора: он невежлив, неприветлив, агрессивен, нередко переходит к физическому воздействию на оппонента, хватает его за одежду, за волосы и пр.
Впрочем, в настоящем пособии есть специальный раздел, который называется «Оценка выступления оратора». В нем эти вопросы рассматриваются отдельно и более подробно. Повторим лишь, что для быстрой профессиональной оценки достаточно сравнить речь конкретного оратора с формулой Цицерона. Например: оратор (ФИО) выступил так, что «по Цицерону» ему можно поставить:
1) «любой вопрос» = (+);
2) «со знанием дела» = (+); За) «стройно» = (+);
36) «изящно» = (+) и (—);
4) «с достоинством» = (—).
Это значит, что оратор (ФИО) хорошо знает предмет своего выступления, хорошо отвечает на вопросы, изложение достаточно логично, и в речи есть как недостатки, так и достоинства. Но достоинства в ходе выступления нет, стиль оратора недостаточно сочетается с темой, оратор допускал выражения, которые лучше было бы в данном случае опустить.
Итак, «формула Цицерона» — важнейшее правило риторики.
Александров Д.Н. Риторика или русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — С.13-15.
|