Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.
Иногда возникает вопрос: зачем обращаться к прошлому? Но нельзя познать суть современного ораторского искусства, если не обратиться к истории, как нельзя понять культуру народа, не обратив внимание на его прошлое.
Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено общественными потребностями. Всем известны такие имена, как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель.
“Сократ говорил всегда, если к нему приводили на предмет определения уровня образованности: “Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!” По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам”.
Интересным и поучительным является пример Демосфена (384-322 гг. до н. э.). Например, Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского (с тех пор до наших дней дошло выражение “филиппики”). Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: “Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя”. Современники рассказывают, что первая речь Демосфена была встречена градом насмешек: картавость, слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. Но в этом хилом на вид юноше жил могучий дух. Он понимал, что нужна упорная работа над собой. Он брал в рот камешки и читал отрывки стихов, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. Настойчивость и энергия победили. Он довел речь до совершенства. Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать любой, если не пожалеет сил и труда.
Древняя Греция дала много выдающихся ораторов, но итог древнегреческого периода подвел в своих трудах Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его “Риторика”, написанная около 330 г. до н. э., представляет собой подлинно научную разработку.
Именно он обосновал и доказал, что публичная речь состоит из трех элементов: личность самого оратора; предмет, о котором он говорит; и лицо, к которому он обращается. Каждый элемент очень важен и требует бережного к себе отношения, если человек ориентирован на достижение результата.
С установлением македонского владычества, вместе с гибелью политических свобод в Греции начался упадок и ораторского искусства. Однако ораторское искусство не погибло с падением Греции. Ему суждено было возродиться и пережить второй “золотой век” в Римской рабовладельческой республике примерно со II в. до н. э. благодаря греческим эмигрантам, которые познакомили римлян с историей красноречия своей страны. Но перенесение не было чисто механическим, а было качественно преобразовано на более высоком уровне. У истоков римского красноречия стояли Катон Старший, Марк Антоний, братья Гракхи, Марк Фабий Квинтилиан, Марк Туллий Цицерон и др. Например, Гай Гракх был первым, кто в своих публичных выступлениях повернулся лицом к народу (до него ораторы обращались к судьям, сенату). По примеру Гая Гракха многие ораторы стали обращаться к своим слушателям.
Отныне ораторское искусство означало уже не только, что и как сказать, но и кому, какой аудитории.
Не только теоретиком, но и блестящим оратором, выдающейся личностью был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Именно ему принадлежит крылатое выражение: “Поэтами рождаются, ораторами становятся”. В своих знаменитых трактатах “Об ораторе”, “Оратор” он рисует идеальный образ оратора и особое внимание обращает на глубину содержания публичной речи. При этом он ставил три задачи: продемонстрировать истинность приводимых фактов; доставить эстетическое удовольствие; воздействовать на волю и поведение людей, побудить к активной деятельности.
Цицерон в трактате “Об ораторе” писал: “Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней” (Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Наука, 1972. — С. 81).
Марк Фабий Квинтилиан (приблизительно 35-100 гг. н. э.) был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ораторам был очень высок. Основные требования - тщательное воспитание и разностороннее образование. Часть многочисленных искусных приемов, которым он обучал учеников, достойна внимания и сегодня. Главный труд Квинтилиана - “Риторические наставления”, который состоит из 12 книг. В своих произведениях он ратовал за возвращение к классическому красноречию Цицерона. Огромное место в его произведениях отведено личности оратора, содержанию речи. “То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу”, - говорил знаменитый оратор. В его трудах можно найти много полезного современному человеку: как развивать свое дарование тренировкой и упражнениями, как должен вести себя оратор перед аудиторией, какие приемы можно использовать для украшения речи.
Эпоха Цицерона и Квинтилиана была наивысшим расцветом риторики, но одновременно и конечным пределом ее. В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие.
Христианская церковь обратилась с проповедью ко всем: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения. Ораторское искусство средневековья приобретает новое качество. О чем бы ни говорил священник, он соотносил суждения и выводы со Священным писанием. История сохранила имена выдающихся богословских ораторов.
Иоанн Златоуст - византийский проповедник (умер в 407 г.). Само прозвище свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его труды легли в основу гомилетики - церковного красноречия. На первый план выступают красивость, напыщенность. Главным принципом является не убеждение, а внушение. Важнейшее умение - это завладеть чувствами и сознанием людей. Этот тип риторики оказал влияние на страны Центральной и Западной Европы. Распространению способствовало отсутствие языковых барьеров (проповеди читались на латинском языке).
“Новое время” началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовавшее новую эпоху. Оно сменилось затем эпохой Просвещения. Европейские писатели и мыслители Б. Паскаль, М. Монтень, Жан де Лабрюйер, Ф. Бэкон и другие в своих произведениях оставили много тонких советов оратору, точных рекомендаций.
Как и в античных риториках, серьезное внимание уделяется технике речи, манерам, жестикуляции. Например, Леонардо да Винчи писал: “Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями”.
Если обратиться к российской истории, то прежде всего следует выделить личность М.В. Ломоносова (1711-1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде “Краткое руководство к красноречию” он писал: “Красноречие - это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению.” Он говорил, что для этого нужно пять следствий:
-
природное дарование;
-
наука;
-
подражание авторов;
-
упражнения в сочинении;
-
знание других наук.
Ломоносов приводит много советов, полезных наблюдений, которые спустя века будут сформулированы как социальная психология, теория управления и др.
Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.
Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: “Практика, практика, практика!”.
Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением?
Давайте проанализируем этот вопрос.
Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство.
Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.
В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации.
Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей. В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения. Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет?
Именно поэтому прежде всего вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.
|