Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите.
Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи.
Выступая, “не гуляйте” около трибуны, потому что слушатели станут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.
В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту вступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору.
Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет, то тогда ему лучше вообще не брать слово.
Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: “Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину”.
Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей.
Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.
Так, Аристотель в “Риторике”, как бы предвидя современные споры, писал: “Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием”.
Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим.
Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей.
На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - эффектное поражающее воображение начало и “серое” продолжение.
Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение. После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще ощущается некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. “Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?” - думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие.
Поэтому “первые слова лектора, - говорил А.Ф. Кони, - должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, “зацепить внимание”.
Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих “крючков” выступлений, существует множество. А.Ф. Кони советовал: “что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.”.
Выбор варианта зачина - увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное - создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые М.В. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления.
Другой беспроигрышный вариант - заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.
Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели?
“Это уж последнее дело - объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать” (Дж. Эди).
Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему. Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления - вступление к популярной лекции профессора М.А. Мензбира “История Средиземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитателями”: “Представьте себя путником, который впервые приезжает к Средиземному морю, впервые видит синеву его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышную зеленую растительность. И позвольте дать вам краткую характеристику современного нам средиземного побережья, начавши с его географического очерка”.
Как писал Г.А. Апресян, вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно - своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что последует затем. Оно - программа, нередко предвещающая нечто интересное и весьма важное. Оно - и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи.
|